Кто и зачем построит Лаганский порт
Кто и зачем построит Лаганский порт
В Лаганском районе планируется строительство современного международного портового комплекса «Порт Лагань» проектной мощностью 22,5 миллиона тонн в год. Эта новость в региональных СМИ появилась после состоявшегося в Астрахани Президиума Госсовета, посвященного вопросу «Развитие транспортно-логистической инфраструктуры – основа экономического роста субъектов Российской Федерации Волго-Каспийского бассейна».
От республики в мероприятии участвовали председатель правительства РК Игорь Зотов и генеральный директор АО «Порт Лагань» Дагинов Виталий Николаевич.
Представители Калмыкии выступили с предложением внести проект по строительству порта в г. Лагань в «Стратегию развития российских портов в Каспийском бассейне, железнодорожных и автомобильных подходов к ним в период до 2030 года».
Как мы все понимаем, обсуждение на федеральном уровне возможности возведения крупного объекта на территории Калмыкии во многом говорит о серьёзных намерениях и властей, и инвесторов.
Эксперты считают: строительство и деятельность порта существенным образом повлияет на социально-экономическое положение не только Лаганского района и самой Республики Калмыкия, но и соседних регионов. Производители сельскохозяйственной и иной продукции в Ставропольском крае, Ростовской и Волгоградской областях, граничащих с Калмыкией, но не имеющих выхода к Каспийскому морю, как и Поволжье, Урал и иные регионы России с экспортным потенциалом, смогут реализовывать свою продукцию и услуги, используя экспортные и импортные возможности лаганского порта.
Но как бывает в таких случаях, общественность республики разделилась на две части – с оптимистическими и пессимистическими настроениями. Последних, конечно же, понять можно: скорее всего, не верить в реализацию проекта их заставляет опыт прошлых лет. Но мы сейчас не будем ворошить ту историю, а лучше поговорим о настоящем и будущем лаганского международного порта.
Дагинов Виталий Николаевич любезно согласился дать интервью, при этом пообещав ответить абсолютно на все вопросы. Мы решили не откладывать это дело в «дальний ящик» и сразу же спросили:
— На чьи деньги «праздник» и о какой сумме идет речь?
— Порт в Лагани – это полностью и только инвестиционный проект, без привлечения средств из федерального и местных бюджетов. Общая стоимость проекта составляет 41,3 миллиарда рублей. Инвесторы уже есть. И надо понимать, бизнес тратит свои деньги только в том случае, если уверен в проекте на 100%.
— Отлично. Тогда следующий вопрос: а откуда у инвесторов такая уверенность?
— Идея строительства порта в Лагани на самом деле принадлежит группе предприятий из Центрального Черноземья, занимающихся переработкой зерна. В 2015 году их специалисты были приглашены в Иран для рассмотрения вопроса по реализации проекта строительства объектов по приёму, хранению и переработке зерна, растительного масла и шрота в порту Амирабад. Перед ними стояла задача наладить долгосрочность и бесперебойность поставок с российской стороны.
Эксперты, на основе тщательного анализа транспортно-логистического потенциала региона, пришли к выводу, что это возможно, если точкой приложения станет г. Лагань в Калмыкии. Расстояние от г. Лагань (РФ) до Амирабада (Иран) составляет 550 морских миль, что является оптимальным для морских перевозок. Надо отметить, эти компании не являются резидентами Калмыкии, и при выборе места строительства порта исходили исключительно из экономической целесообразности, что свидетельствует об объективном подходе.
— Виталий Николаевич, расскажите подробнее, что из себя будет представлять этот объект?
— Порт будет состоять из 32-х причалов и других объектов, таких как элеваторы емкостью 300 тысяч тонн единовременного хранения зерновых культур, терминалов по приемке, хранению и отгрузке растительных масел, шротов, фруктов, овощей, обработке контейнерных грузов, крытых и открытых генеральных грузов.
— Как будет осуществляться доставка грузов со стороны суши?
— С помощью железной и автомобильной дорог. Проект порта подразумевает их строительство. Подъездной железнодорожный путь к порту Лагань намечено осуществить к ближайшей действующей железнодорожной станции Улан–Хол, расположенной на 263-м километре однопутной неэлектрифицированной железнодорожной линии Астрахань-Кизляр Северокавказской железной дороги. Трассу пути предполагается проложить южнее существующей автодороги Улан-Хол-Лагань.
Протяженность подъездного железнодорожного пути от станции Улан-Хол до предпортовой железнодорожной станции составит 42,3 километра. Подъездной железнодорожный путь запроектирован до границы примыкания к внутрипортовому железнодорожному пути. Подъездная автодорога к проектируемому порту предусмотрена протяженностью 5,5 километра.
— Есть люди, которые скептически относятся к тому, что порт у нас все же будет построен и инвесторы действительно придут, только по одной-единственной причине: в Астраханской области и Дагестане они (порты) уже есть.
— Ну, наличие портов у наших соседей – это еще не повод не строить его здесь. Порт в Лагани нужен, в-первую очередь, грузоперевозчикам. Эта локация для них экономически наиболее выгодна. Вот смотрите, протяжённость Лаганского канала – около 80 километров, что в сравнении с Волго-Каспийским каналом протяженностью 168 километров короче почти в два раза. А это с учётом ограничений скорости прохождения судов по Волго-Каспийскому каналу, необходимостью использования судов меньшего класса сделает грузоперевозки через Лаганский канал экономически более выгодными. Ещё одним плюсом нашего проекта является его удалённость от речных волжских наносов, что существенно (в сотни раз) снижает затраты по его дноуглублению.
Более того, торговые поставки необходимо осуществлять круглогодично. И если акватория портов Оля и Астрахань практически 3-4 месяца в году скована льдом, то в нашем случае такая ситуация исключена. За последние 15 лет в акватории вблизи г. Лагань сплошного ледяного покрова практически не наблюдалось.
У нас есть еще одно немаловажное конкурентное преимущество – мы сможем принимать «10-тысячники» (большие сухогрузы – прим. ред.), чего астраханские порты делать не могут по ряду объективных причин.
Одним из перспективных направлений лаганского порта являются контейнерные перевозки. Существующие морские транспортные узлы, принадлежащие нашим соседям, к ним не приспособлены. А мы учли и заложили в проект терминалы по обработке таких грузов. Контейнерные перевозки планируются осуществлять в основном из Индии, стран Персидского залива, через Иран.
— О каких предварительных результатах реализации проекта сегодня можно уже говорить?
— После переговоров с правительством РК было создано юридическое лицо в г. Лагань, которое взяло на себя все расходы по подготовке проекта, осуществлению необходимых работ, оплате текущих расходов.
В процессе деятельности было создано АО «Порт Лагань», которое в настоящее время является инициатором проекта. По нашему заказу ОАО «Союзморниипроект» разработало Ходатайство (Декларацию) о намерениях инвестирования в строительство нового морского порта. Этот документ содержит принципиальные решения, выполненные на базе проектов-аналогов, экспертных оценок и фондовых материалов института, и предназначен для получения согласования уполномоченных органов исполнительной власти, а также проведения общественных слушаний и согласования предварительных технических условий на подключение к инженерным сетям и коммуникациям.
Если говорить о сроках, то само строительство будет проходить в два этапа в общей сложности 4,5 года. Предполагаемое количество сотрудников в порту и при порте составит около 3,5 тысячи человек, и только НДФЛ достигнет более 300 миллионов рублей. В обязательном порядке рабочие места будут предоставлены местным жителям.